Локальные акты - Положения |
1. Общие положения
1.1. Мастер производственного обучения является педагогическим работником образовательного учреждения начального профессионального образования, осуществляющим производственное обучение, контроль прохождения учащимися производственной практики на предприятии, трудовое и профессиональное воспитание учащихся в период производственного обучения. При выполнении обязанностей условия труда приближены к условиям реального производства. Действуют все профессиональные вредности.
Мастер производственного обучения обеспечивает выполнение учебного плана и программ производственного обучения, соблюдение норм и правил безопасного ведения работ учащимися в период производственного обучения и производственной практики, отвечает за качество профессиональной подготовки учащихся, выпускаемой продукции в процессе производственного обучения.
1.2. Мастер производственного обучения должен быть примером высокого профессионального мастерства, добросовестного отношения к работе и собственности училища, примером для учащихся в поведении на работе и в быту, проявлять педагогический такт в обращении с ними, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности учащегося, уметь выявлять и развивать его положительные качества и профессиональные навыки.
1.3. В своей деятельности мастер производственного обучения руководствуется законодательством РФ, Уставом профессионального училища № 27 г. Братска, Положением об учреждениях НПО, положением о производственном обучении и производственной практики в учреждениях НПО, настоящим Положением, а также стандартами и техническими требованиями на учебно-производственные работы, выполняемые учащимися.
1.4. Мастер производственного обучения назначается приказом директора по представлению старшего мастера из числа специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, должен владеть навыками нескольких рабочих профессий и иметь рабочую квалификацию на 1-2 разряда выше установленного выпускникам училища по соответствующей рабочей профессии и стаж работы по преподаваемой профессии не менее 3 лет.
Мастер, не имеющий педагогического образования, обязан сдать зачет по методике обучения и воспитания в течение первого года работы.
1.5. В зависимости от конкретных условий за мастером производственного обучения закрепляются учебные группы (подгруппы) для организации производственного обучения и производственной практики в учебных мастерских или предприятии, временных учебных полигонах других учебно-производственных подразделениях училища согласно учебному плану, программам обучения и расписанию занятий или на учебно-производственную мастерскую.
1.6. Мастер производственного обучения осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством старшего мастера, совместно с ним решает вопросы производственного обучения, повышения производительности труда учащихся и качества производимой продукции, материального обеспечения учебного процесса, стимулирования труда и обучения учащихся, вопросов воспитания профессиональной этики и личностных качеств учащихся.
1.7. В соответствии с трудовым законодательством мастера производственного обучения относятся к работникам с ненормированным рабочим днем. Нормированная продолжительность рабочего времени мастера составляет 36 часов в неделю.
1.7.1. В нормированную часть рабочего времени включается: проведение практических занятий и учебно-производственных работ по профессиональному (производственному) обучению участие в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, подготовки оборудования и соответствующей оснастки к занятиям, совершенствования материальной базы мастерской, кабинета, принятия мер к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения, участия в заключение договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществлении контроля за их выполнением, подготовки обучающихся к выполнению производственных работ и сдаче квалификационных экзаменов, участия в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров.
1.7.2. Должностные обязанности, перечисленные в ТКХ, могут быть поручены мастеру п/о полностью или частично. При необходимости, если это целесообразно, практические занятия на одних работников в пределах установленной продолжительности рабочего времени могут быть возложены в большем объеме, на других – в меньшем, но в этом случае такие работники будут выполнять больше других дополнительных обязанностей.
Таким образом, в пределах установленной продолжительности рабочего времени мастеров мастера производственного обучения (36 часов в неделю) руководитель образовательного учреждения в зависимости от профиля практического обучения, количества часов, предусмотренных для этой цели в учебном плане и программе, дополнительных обязанностей, возложенных на мастеров мастера производственного обучения помимо профессионального (производственного) обучения, вправе самостоятельно регулировать конкретный объем, возлагаемых на мастеров производственного обучения практических занятий и распределение функциональных обязанностей.
1.7.2.1. При наличии учебной нагрузки в объёме 1500 часов и более по видам работ (электромонтажные, сварочные, столярно-плотницкие и т.д.) в счёт штатной численности мастеров производственного обучения могут быть назначены мастера производственного обучения на учебно-производственную мастерскую с оплатой в размере одной ставки.
1.7.2.2. Также для организации воспитательной работы в группах из числа мастеров производственного обучения имеющих педагогическое образования или стаж педагогической работы назначаются мастера производственного обучения - руководители группы с оплатой до 0,5 ставки за учебную группу численностью не менее 25 человек или 15 человек в группах учащихся с отклонением в развитии.
1.7.2.3. Мастерам производственного обучения, осуществляющим организацию производственного обучения в учебных мастерских, полигонах оплата начисляется по количеству закреплённых групп в размере 0,5 ставки за одну учебную группу. На основании положения о производственном обучении и производственной практики учащихся учреждений начального профессионального обучения проводятся в группах численностью 12-15 учащихся, а в случаях, когда подготовка по рабочим профессиям осуществляется с обслуживанием сложного оборудования, выполнением сложных и опасных работ или учащихся с отклонением здоровья занятия проводятся в группах 6-8 человек или индивидуально с отдельными учащимися.
1.7.3. При необходимости наряду с целыми единицами должностей мастеров мастера производственного обучения из-за недостаточного объема оставшейся учебной или другой работы могут вводиться должности с оплатой труда в размере 0,25; 0,5; 0,75 должностного оклада. Мастерам мастера производственного обучения, выполняющим в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором и должностными обязанностями, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения полностью или частично в том числе в связи с временным отсутствием работника, а также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ мастеру мастера производственного обучения, выполняющему наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (т.е. в свое основное рабочее время), дополнительную работу по другой аналогичной должности в порядке расширения зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы, устанавливается дополнительная оплата, размер которой определяется соглашением сторон в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.7.4. Образовательное учреждение вправе предусматривать возможность оплаты труда мастеров п/о, участвующих наряду со студентами в период производственного обучения и производственной практики в изготовлении товарной продукции в учебных и учебно-производственных мастерских, за счет доходов от ее реализации по договорённости сторон .
1.8. Мастер производственного обучения в установленном порядке обязан проходить повышении квалификации не реже чем один раз в год по рабочей профессии и повышение квалификации ИПР в объёме не менее 144 часа, аттестацию на подтверждение уровня квалификации ИПР не реже чем один раз в пять лет. В случае направления мастера производственного обучения для повышения квалификации за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы. Если работник направляется для повышения квалификации в другую местность ему оплачиваются командировочные расходы (суточные, проезд к месту обучения и обратно, проживание) в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, и Положении об аттестации мастеров производственного обучения в ОГОУ НПО ПУ № 27 г. Братска мастер производственного обучения в установленные сроки обязан пройти аттестацию на получение квалификационной категории.
2. Основные обязанности мастера производственного обучения:
2.1. Мастер производственного обучения формирует у учащихся профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программами производственного обучения. Несет ответственность за полноту и качество выполнения программ производственного обучения, выполнение учащимися соответствующих работ по производству продукции.
2.2. Обучает учащихся рациональным приемам и способам выполнения производственных работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, формам организации труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов, обеспечению высокого качества производимой продукции, соблюдению технологической дисциплины и безопасности труда.
2.3. Ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности по производственному обучению, своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов. Обеспечивает оснащение рабочих мест учащихся с учетом требований учебных программ, техники безопасности, производственной санитарии, научной организации труда и технической эстетики, своевременную подготовку к занятиям оборудования, техники, материалов, инструмента, технологической оснастки, инструкционной и технологической документации.
2.4. Проводит вводный инструктаж учащихся по изучаемым приемам, операциям и видам работ в соответствии с современными требованиями к качеству обучения, а также по соблюдению норм и правил охраны труда, безопасности выполнения работ и противопожарных мер.
2.5. Обеспечивает расстановку учащихся по рабочим местам, знакомит их с программой и графиком перемещений по рабочим местам, способствует достижению установленного уровня квалификации по профилю и адаптации учащихся в условиях производства. Принимает выполненные учащимися работы и задания, оценивает их качество, сдает готовую продукцию на склад или старшему мастеру.
2.6. Осуществляет учет учебно-производственных работ учащихся, следит за правильным ведением и составлением отчетов о практике.
2.7. Развивает у учащихся стремление к творческому отношению к работе, рационализаторской и изобретательской деятельности, подготавливает учащихся к конкурсам по профессии, выпускным квалификационным экзаменам и участвует в их проведении. Широко использует при обучении научно-методические рекомендации, передовой педагогический и производственный опыт. Совместно с преподавателями принимает меры по осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи теоретического и производственного обучения.
2.8. Содержит в технически исправном состоянии закрепленное за ним учебно - производственное оборудование и технику, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям. Представляет администрации училища предложения по реконструкции, модернизации или замене учебно-производственного оборудования, техники и активно участвует в реализации принятых предложений.
2.9. Изучает индивидуальные особенности учащихся и воспитывает у них интерес к избранной профессии, к приобретению знаний, практических умений и навыков, чувство гордости за избранную специальность. Развивает познавательные интересы учащихся, навыки самообразования и самостоятельности в работе, способствует повышению общеобразовательного, технического и культурного уровня учащихся.
2.10. Постоянно повышает профессиональную и педагогическую квалификацию, изучает передовой педагогический опыт, достижения науки и практики, передовиков производства и использует их на учебных занятиях.
3. Права мастера производственного обучения.
Мастер производственного обучения имеет право:
3.1. Участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического и социального развития учебного заведения исходя из задач совершенствования обучения рабочих кадров, рационального использования учебно-материальной базы и ее развития.
3.2. Обсуждать на педагогическом совете учебного заведения, на собраниях, совещаниях и конференциях вопросы практического обучения, открыто высказывать и отстаивать свое мнение, вносить предложения по улучшению качества подготовки учащихся, их производственного обучения, совершенствованию методической работы, рациональной организации труда руководству учебного заведения и в вышестоящие органы.
3.3. Прекращать работу учащихся в мастерских и учебном хозяйстве в случаях неисправности техники, оборудования, инструментов, приспособлений, других нарушений техники безопасности и охраны труда, а также несоответствия условий требованиям учебных программ. О принятом решении немедленно ставить в известность руководство учебного заведения.
3.4. Ходатайствовать о своевременном обеспечении учебной группы (подгруппы) спецодеждой, инструментом, материалами, технологической и учебно-методической документацией и другими необходимыми средствами для качественного проведения производственного обучения.
3.5. Ходатайствовать перед руководством учебного заведения о поощрении в установленном порядке лучших учащихся, а также наложения взысканий за нарушение дисциплины и правил внутреннего распорядка.
3.6. Пользоваться правом на обеспечение жилищными условиями, улучшение условий труда и быта, медицинского и санитарно-курортного обслуживания, другими льготами, установленными законодательством РФ, наравне с педагогическими работниками учебных заведений системы образования.
3.7. Мастер производственного обучения, имеющий высшее или среднее специальное образование и педагогический опыт, кроме выполнения обязанностей мастера, может вести преподавательскую работу до 360 часов в год, если мастер работает на 0,5 ставки, он может вести преподавательскую работу до 720 часов в год.
3.8. В соответствии с указом президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 за заслуги в профессиональном обучении и воспитании молодежи, работающим в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования 15 и более лет высококвалифицированным мастерам производственного обучения присваивается Почетное звание "Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации"
2012